Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 384 (далее – Учреждение) является
образовательным учреждением и осуществляет образовательную деятельность в соответствии со следующими нормативными документами:
▪ Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2016г.) "Об образовании в
Российской Федерации";
▪ Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования;
▪ СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи". Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28;
▪ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
▪ Устав ДОУ;
▪ Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 384.
Цель разработки учебного плана – предупреждение перегрузки в физическом, интеллектуальном и эмоциональном состоянии
дошкольников.
Основными задачами учебного плана являются:
▪ обеспечение целостности и единства воспитательно-образовательного процесса как основы качественного дошкольного образования;
▪ реализация основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 384;
▪ регулирование объема максимально допустимой образовательной нагрузки на воспитанников при проведении непосредственно
образовательной деятельности;
▪ реализация регионального компонента;
▪ обеспечение вариативности и разнообразия содержания программы с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья детей.
В учреждении функционируют 14 групп:
Возрастной период
№ группы
1
группа раннего возраста (с 1 до 2 лет) общеразвивающей направленности
№ 11
2
группа раннего возраста (с 2 до 3 лет) общеразвивающей направленности
№ 7, 12
3
младшая группа (с 3 до 4 лет) общеразвивающей направленности
№9
4
младшая группа (с 3 до 4 лет) компенсирующей направленности
№ 5, 8
5
средняя группа (с 4 до 5 лет) общеразвивающей направленности
№ 3, 13
6
средняя группа (с 4 до 5 лет) компенсирующей направленности
№2
7
старшая группа (с 5 до 6 лет) общеразвивающей направленности
№ 10
8
старшая группа (с 5 до 6 лет) компенсирующей направленности
№1
9
подготовительная группа (с 6 до 7 лет) общеразвивающей направленности
10 подготовительная группа (с 6 до 7 лет) комбинированной направленности
№ 4, 14
№6
Продолжительность учебного года: 37 учебных недель (в соответствии с календарным учебным графиком учреждения).
Учебный план учреждения регламентирует непосредственно образовательную деятельность в группах общеразвивающей направленности.
В группах общеразвивающей направленности (с 1 до 7 лет) осуществляется реализация основной общеобразовательной программы –
образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад №
384. В группах компенсирующей и комбинированной направленности (с 3 – 7 лет) осуществляется реализация Адаптированной образовательной
программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
- детский сад № 384.
Учебным планом регламентируется организация образовательной деятельности в рамках непосредственно образовательной деятельности по
реализации пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,
социально-коммуникативное развитие.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой,
двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, конструктивно-модельной и восприятия
художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется
педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть формируемая участниками образовательного процесса. Обязательная часть
обеспечивает выполнение обязательной части образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками
образовательного процесса, учитывает условия учреждения, образовательные потребности, особенности воспитанников, запросы родителей
(законных представителей). Обе части учебного плана реализуются во взаимодействии друг с другом, органично дополняя друг друга.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность и реализуется через парциальную
образовательную программу «Юный эколог» автора С.Н. Николаевой по экологическому образованию дошкольников с 3 до 7 лет, а также авторскую
программу по конструированию «Конструируем сегодня – изобретаем завтра».
Реализация образовательного процесса учитывает региональные, социокультурные, демографические и климатические условия и
осуществляется в рамках внесения дополнений в содержательные линии образования в организованных формах обучения и через содержание
воспитательно-образовательного процесса:
▪ младший возраст – использование малых фольклорных форм в повседневной деятельности (режимные моменты, организованные формы
обучения, прогулка и др.),
▪ старший возраст – знакомство с родным городом (экскурсии по улицам города), использование фольклорных форм в речи (заучивание и
употребление в своей речи потешек, пословиц, поговорок, скороговорок), народные праздники, экскурсии и пешие прогулки по старой
части города, участие в культурной жизни города.
Расписание занятий составлено с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности
учебных предметов.
Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья.
При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для
глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО.
Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, туристические походы, спортивные
соревнования организуются с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.
Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности
показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха). В дождливые, ветреные и морозные
дни занятия физической культурой должны проводиться в зале.
Отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений к общему времени занятия физической культурой
должна составлять не менее 70%.
Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения.
При использовании ЭСО во время занятий и перерыва между занятиями должна проводиться гимнастика для глаз.
Общая продолжительность использования ЭСО на занятии не должна превышать для интерактивной доски – для детей до 10 лет – 20 минут.
Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
Требования к организации образовательного процесса.
Показатель
Начало занятий, не ранее
Окончание занятий, не позднее
Продолжительность занятий для детей дошкольного
возраста, не более
Продолжительность
дневной
суммарной
образовательной нагрузки для детей дошкольного
возраста, не более
Продолжительность перерыва между занятиями, не
менее
Перерыв во время занятий для гимнастики, не менее
Возраст
все возрастные группы
При реализации образовательных
программ дошкольного образования
от 1 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
от 1 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
Норматив
8.00
17.00
от 6 до 7 лет
все возрастные группы
10 мин.
15 мин.
20 мин.
25 мин.
30 мин.
20 мин.
30 мин.
40 мин.
50 мин. или 75 мин.
при организации
занятия после дневного сна
90 мин.
10 мин.
все возрастные группы
2 минут
Непосредственно образовательную деятельность, наряду с воспитателями, проводят и узкие специалисты из числа педагогических кадров:
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель – логопед, педагог-психолог.
В соответствии с календарным учебным графиком в середине учебного года (декабрь) для детей дошкольного возраста организуются недельные
каникулы. В дни каникул планируется деятельность педагога с детьми эстетического и оздоровительного циклов.
В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д.
Таблица недельной нагрузки для общеразвивающих групп
Обр. область
Вид
деятельности
1-2 года
общеразвивающей
направленности
№11
кол-во
ПОЗНВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ
Ознакомление с
окружающим миром
1
РЭМП
-
речевое развитие
2
время
10
2-3 года
общеразвивающей
направленности
№7, 12
3-4 года
общеразвивающей
направленности
№9
4-5 лет
общеразвивающей
направленности
№ 3, 13
5-6 лет
общеразвивающей
направленности
№ 10
6-7лет
общеразвивающей
направленности
№ 4, 14
кол-во
кол-во
кол-во
кол-во
кол-во
1
время
10
10
2
10
время
время
рисование
лепка
аппликация
муз. деятельность
ФИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНОКОММУНИКАТИВН
ОЕ РАЗВИТИЕ
развитие движение,
физическая культура
социализация, развитие
общения, нравственное
воспитание, трудовое
воспитание,
ОБЖ
ИТОГО (обязательная часть)
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
«Юный эколог»
«Конструируем
сегодня – изобретаем
завтра»
ИТОГО (частью, формируемая участниками)
1
1
2
3
10
10
10
10
1
1
2
3
10
10
10
10
время
0,5
15
0,5
20
1
25
1
30
1
15
1
20
1
25
2
30
1
15
1
20
2
25
2
30
1
25
1
30
1
0,5
0,5
2
3
25
25
25
25
25
1
0,5
0,5
2
3
30
30
30
30
30
Подготовка к обучению
грамоте
ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
время
1
0,5
0,5
2
3
15
15
15
15
15
1
0,5
0,5
2
3
10
20
20
20
20
режимные моменты, игра, самостоятельная деятельность детей в центрах развития, праздники, развлечения,
конкурсные мероприятия, экскурсии и т.д.
10
-
100
10
-
100
9,5
0,5
1
120
15
15
9,5
0,5
1
190
20
10
12
1
1
225
25
25
13
1
1
270
30
30
1,5
30
1,5
30
2
50
2
60
Таблица недельной нагрузки для компенсирующих групп
3-4 года
4-5 лет
Вид деятельности
Обр. область
компенсирующей
направленности
№ 5, 8
кол-во
ПОЗНВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
Ознакомление с окружающим
миром
ИНТЕГРАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОБЛАСТЕЙ
СОЦИАЛЬНОКОММУНИКАТИВНОЕ
РАЗВИТИЕ
кол-во
время
5-6 лет
компенсирующей
направленности
№1
кол-во
время
6-7лет
комбинированной
направленности
№6
кол-во
время
0,5
15
0,5
10
0,5
25
0,5
30
РЭМП
1
10
1
20
1
25
2
30
речевое развитие
2
10
2
10
2
25
2
30
Восприятие художественной
литературы
1
10
1
10
1
25
1
30
1
0,5
0,5
2
2
15
10
10
10
15
1
0,5
0,5
2
2
20
10
10
20
20
1
0,5
0,5
2
2
25
25
25
25
25
1
0,5
0,5
2
2
30
30
30
30
30
1
10
1
20
1
25
1
30
1
10
1
10
1
25
1
30
рисование
лепка
аппликация
муз. деятельность
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
время
компенсирующей
направленности
№2
развитие движение,
физическая культура
ЛФК
Занятия с психологом
социализация, развитие общения,
нравственное воспитание,
трудовое воспитание,
ОБЖ
ИТОГО (обязательная часть)
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
«Юный эколог»
«Конструируем сегодня –
изобретаем завтра»
ИТОГО (частью, формируемая участниками)
режимные моменты, игра, самостоятельная деятельность детей в центрах развития, праздники,
развлечения, конкурсные мероприятия, экскурсии и т.д.
12,5
0,5
1
130
15
15
12,5
0,5
1
195
10
10
12,5
0,5
1
275
25
25
13,5
0,5
1
330
30
30
1,5
30
1,5
20
1,5
50
1,5
60
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Утренняя гимнастика
Ежедневно
Ежедневно
Комплексы зак. процедур
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Гигиенические. процедуры
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Комплекс на массажном
коврике
Ситуативные беседы
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Чтение художественной
литературы
Дежурство
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Прогулки
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Игра
Ежедневно
Самостоятельная
деятельность
детей
центрах развития
Ежедневно
в
Самостоятельная деятельность детей
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно