384_ДОП «МУЗЫКАЛОЧКА»

ПРИНЯТ
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 29.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Заведующий
____________А.В. Зайцева
Приказ № 01-54 от 30.08.2023 г.

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МУЗЫКАЛОЧКА»
Возраст обучения: 2-3 года
срок реализации - 1 год

Автор-составитель:
Гайсина Лилия Фергатовна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

Содержание
1. Комплекс основных характеристик
общеразвивающей программы
1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи программы

дополнительной

1.3.

Содержание программы

1.4.

Планируемые результаты освоения программы

2.

Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы подведения итогов
2.4.

общеобразовательной

Программно-методическое обеспечение

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы
Дополнительное музыкальное воспитание в условиях детского сада является
неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и способствует
целостному развитию дошколят, помогает сохранять и укреплять психофизическое
здоровье детей. Сегодня особенно актуальной становится проблема воспитания хорошего
вкуса у детей. Эта программа дает ребенку возможность через музыкальные игры
приобщиться к музыкальному искусству, знакомит со средствами музыкальной
выразительности, воспитывает эстетическое отношение ней. В веселых и доступных для
возраста музыкальных заданиях и играх каждый ребенок имеет возможность выразить
себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить
характер.
Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкалочка» разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273).
•

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

•

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».

•

Концепция развития дополнительного образования детей
Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р

•

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).

•

Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».

•

Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».

до

2030

года,

•

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021

•

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка
дополнительных
общеобразовательных
программ
в
образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 №934-д.

•

Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
29.05.2015 №996-р)

Правительства РФ от

Новизна программы
Содержание программы полностью построено на музыкальных играх и упражнениях. На
музыкальных занятиях играм уделяется незначительное количество времени, а на
занятиях по программе дети будут находиться в особых условиях, в которых им будет
дана возможность реализовать свои творческие (соответствующие возрасту) возможности.
Музыкальные игры обладают свойством вызвать активные действия ребенка.
Педагогическая целесообразность
В процессе разнообразных музыкальных игр (сюжетные, несюжетные, музыкальнодидактические, игры - потешки, игры под инструментальное сопровождение, игры с
пением и т.д.), дети приобщаются к различным видам музыки в целом. Педагогическая
ценность музыкальных игр заключается в том, что они открывают перед ребёнком
возможность применения полученных навыков и знаний в самостоятельной деятельности,
помогают ребёнку реализовать свои потребности, способности и интерес к музыкальной
деятельности в целом.
Игра всегда полна неожиданности и новизны, требует от детей перевоплощения,
фантазии, воображения и превращает творческую деятельность в интересный и
плодотворный процесс. Музыкальные игры всегда содержат развитие действия, в котором
сочетаются элементы занимательности и обучения.
В играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение
мимика, жестикуляция, интонация. Игры развивают внимание, память, умение
ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.
Они улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть
индивидуальные психологические проблемы.
Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников и раскрепостить
чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные игры способствуют
адаптации в новом коллективе.
Отличительная особенность данной образовательной программы, от уже существующих
в этой области, заключается в тщательном подборе музыкальных игр и упражнений,
специально подготовленных фонограммах с точно выверенным темпом (умеренным) и
временем звучания. Репертуар сочетает в себе как хорошо известные, так и новые
музыкальные произведения.

Адресат программы
Программа «Музыкалочка» предназначена для детей 2 - 3 лет.
Дети третьего года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой
радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. Этот возраст
наиболее благоприятный для развития музыкальности, эмоциональности. В раннем
детстве малыши еще не могут самостоятельно петь и только подпевают взрослому, а
движения носят подражательный и спонтанный характер. В данный возрастной период
преобладает непроизвольность в восприятии, внимании, памяти и поведении. Чаще всего
процессы возбуждения преобладают над торможением. Поэтому совместные со взрослым
игровые действия, игровые предметы, музыка непродолжительного звучания позволяют
поддерживать внимание детей.
Принципы отбора содержания:
1. Принцип комфортности: создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя
комфортно, дает возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
2. Принцип целостного подхода: обогащение детей музыкальными впечатлениями через
слушание, игры и пляски, музицирование.
3. Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
4. Принцип последовательности:
разделам музыкального воспитания.

усложнение

поставленных

задач

по

всем

5. Принцип культуросообразности и сезонности: соотношение музыкального материала с
природным и историко-культурным календарем.
6. Принцип партнерства: общение с детьми происходит на равных, партнерских
отношениях. Группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель- единое целое.
7. Принцип положительной оценки: никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни
сделал ребенок – все хорошо.
Методы, используемые на занятии:
1.
Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального
руководителя, разъясняют смысл, содержание всего занятия. Если задания исполняются
не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают
музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают
сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы
педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан
вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения задания должны зависеть от возраста детей,
подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои
ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это
деликатно.
Направлениями работы по программе являются:
- «игры на общение» (коммуникативные, хороводные);
- пальчиковая гимнастика;
- игры-потешки;
- игры с подражательными движениями;
- игровая гимнастика;
- хороводные игры и танцы;

- развитие речи (в процессе логоритмических игр);
- слушание музыки (с показом яркого образного ряда – картинок и видео);
- разучивание простых, но образно ярких песенок;
- игра на шумовых и звуковысотных инструментах.
Успешная реализация программы возможна:
 если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;

если учитываются возрастные и личностные особенности учащихся, мотивация их
деятельности;

если используется разнообразный методический материал по программе учебного
курса;
 если в кабинете, имеются необходимые технические средства и информационные
ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.
Результаты раннего музыкального развития к трем годам могут быть следующими:
дети
- эмоционально реагируют и узнают знакомые мелодии;
– умеют различать контрастные особенности звучания (высокий – низкий; громкий –
тихий, быстрый – медленный);
– вместе с педагогом подпевают в песне музыкальные фразы;
– двигаются в соответствии с характером музыки, начинают движение с первыми звуками
музыки;
– выполняют звукоизобразительные движения: притопывают ногой, хлопают в ладоши,
поворачивают кисти рук в такт музыке;
– различают и называют музыкальные инструменты: погремушки, бубен, колокольчик и
др.
Направленность программы – художественная
Срок реализации программы - один учебный год
Возраст детей – 2-3 года
Количество занятий: в неделю - 2; в год - 72 занятия
Продолжительность каждого занятия - 20 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие эмоциональной и двигательной сферы детей посредством
музыкальных игр.
Задачи:
1. Формировать эмоциональный отклик на музыку;
2.Развивать у малыша быстроту реакции, активизировать чувства, воображение, образное
мышление;
3.Развивать музыкальный слух:
• звуковысотный слух;
• чувство ритма;
• тембровый слух;
• диатонический слух.

4.Развивать координацию движений, формировать основные двигательные навыки и
умения (ходьбы, бега, прыжков), элементы плясовых движений («фонарики», топающий
шаг, пружинные, маховые движения и др.);
5. Развивать выразительные жесты, умение с помощью выразительных движений
(мимики и пантомимики) перевоплощаться в образы различных персонажей (Зайчики,
Мишки, Птички и пр.);
6. Воспитывать навык совместного музыкального творчества и навыки самостоятельного
исполнения;
7. Сформировать устойчивый интерес к музыке.
1.3. Содержание программы
Осенний период - один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так
как именно в этом возрасте (на 3-м году жизни) детей чаще всего впервые приводят в
детский сад. Адаптация малышей к жизни в группе детей часто проходит очень
напряженно, иногда болезненно.
Отсюда главная задача музыкально-ритмического воспитания - использование игровых
двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и
взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей
психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играмзабавам, музыке, увлечь и занять его. На начальном этапе основной акцент делается на
овладении основными навыками движений (имитация движений животных, движения в
музыкально-театральных этюдах), формированию эмоционального отклика и интереса к
музыкальным играм;
В зимний период развитие детей в музыкально-ритмической деятельности
происходит более интенсивно: меньше времени тратится на установление контакта. У
детей появляется желание к самостоятельному исполнению, стремление к
самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, ярко
выражена потребность в общении со сверстниками, что требует обязательного введения в
учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений.
К этому возрасту у детей появляется ловкость, точность, координация движений,
что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Дети стремятся
к коллективному творчеству в игре, у них проявляется эмоциональный отклик на яркий
музыкальный образ произведения.
К концу зимы движения детей становятся заметно более уверенными и
координированными. В этот период дети постепенно начинают осваивать пение и
движение. Формируется устойчивый интерес к музыке, навыки ориентировки в
пространстве.
В третьем квартале детям предлагаются музыкально-ритмические упражнения,
включающие новые, более сложные движения.
Задачи музыкально-ритмического воспитания детей по сути те же, что и в предыдущем
квартале, однако нагрузка на занятиях немного увеличивается, предлагается исполнять
большее количество упражнений подряд (на 1-2 композиции). Отмечается относительно
высокий уровень исполнения имитационных движений; умение выделить контрастные
средства выразительности в музицировании; умение выразить свои музыкальные
впечатления в движении и игре.
Учебный план
Месяц
№
п/п

Название занятия

Количество занятий*
Всего
Теория

Практика

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь
10
11
12
Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1
2
3
4
5
6
7
8
9

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Здравствуйте, ладошки!
Веселые ручки.
Ладушки- ладошки.
Где же наши ручки?
Мы в лесу гуляли.
Веселые грибочки.
Игра с орешками.
Вот какие шишки.
Едет,
едет
паровоз.
Кто по лесу идёт?
Сапожки.
Гулять – отдыхать.
В гости к елочке пришли.
Дождик разноцветный.
Мы играем со снежками. Дед
Мороз-розовые щечки
Саночки.
Согревалочка.
Снежные пирожки.
Игра в
снежки.
Музыканты - малыши.
Тише–громче в бубен бей.
Ложки расписные.
Бубенчики.
Солнечные лучики.
Мы платочки постираем.
Мы шагаем к бабушке.
Скворушки.
В магазине игрушек.
Танец с игрушками.
Учим куклу танцевать.
Кубики.
Автобус.
Раз, два, три шагаем.
Пчелки весело жужжат.
В песочнице.

ИТОГО

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
72

1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
9

Учитывая возрастные и индивидуальные особенностей детей
образовательная, программа предполагает дублирование занятий.

1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
63
– данная

Перспективный план
Период
прохождения
Сентябрь,
октябрь,
ноябрь.

Виды деятельности Задачи
Ходьба.

Освоение детьми ходьбы и бега, как
основные, контрастные виды движений.

Музыкально
ритмические
движения.

Декабрь,
январь,
февраль.

– Обучение детей ритмичному исполнению
простейших танцевальных движений:

Притопы правой ногой;

Притопы поочередно каждой ногой;

«фонарики».
Упражнения
для
Учить
детей
передавать
простейшие
развития творчества.
игровые действия (язык жестов) по показу
педагога.
Примерный
«Вот как мы умеем», «Ноги и ножки»,
репертуар.
«Прятки», «Кошечка и котята», «Тук-тук»,
«Ля-ля-ля», «Баю-баю», «Кап-кап –кап»,
Пляски: «Ай-да», «Чок да чок», «Маленькая
полечка».
Ходьба.
Совершенствовать ходьбу и бег.

– 
Развивать ритм мелодии в пляске с
погремушками
(развитие
чувства
ритма,
ловкости движений);

Формировать
умения
исполнять
простейшие плясовые движения.
Упражнения
для
Развивать выразительные образно-игровые
развития творчества.
движения.
Примерный
«Марш» Е. Тиличеевой, «Разминка» Е.
репертуар.
Макшанцевой,
«Кулачки»,
«Ходимбегаем», «Повторяй за мной», «Веселая
пляска», «Пляска с погремушками»,
«Шустрые зайки», «Санки», «Спокойная
пляска», «Кто под кустиком сидит?».
апрель, Ходьба.

Учить детей ходьбе вперед и
пятясь назад;

Легкий бег;

Прямой галоп.
Музыкально
–
Познакомить
детей
с
музыкальноритмические
ритмическими упражнениями:
движения.

Полуприседание;

Пляски в парах;

Пляски и упражнения в исходных
положениях и построениях:

Парами;

По кругу;

Врассыпную;

Сидя и лежа на ковре.
Музыкально
ритмические
движения.

Март,
май.

Упражнения
для
развития творчества.

Учить детей разнообразным образноигровым упражнениям с предметами,
образно-игровым
выразительным
движениям.

Примерный
репертуар.

«Марш»
В.
Дешевого,
«Лошадка»,
«Научились мы ходить», «Резвые ножки»,
«Строим маме новый дом», «Зарядка для
котят»,
«Пляска
с
куклами»,
«Мы
платочками
постираем»,
«Приседай»,
«Воробушки и кошка».

1.4. Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы дети научатся:
1. Ритмично ходить под музыку, бегать, не шаркая, врассыпную, не наталкиваясь
друг на друга; собираться в круг в играх, хороводах, двигаться по кругу, взявшись за
руки, на шаге; двигаться парами; поднимать флажки, платочки, погремушки,
помахивать ими.
2. Хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться на
шаге в одну сторону, исполнять пружинящее качание на двух ногах; помахивать
одной, двумя руками, легко прыгать на двух ногах, притопывая одной ногой. Двигаться
осторожным, мягким шагом.
3. Выполнять образные движения: «зайчики прыгают», «птички летают», «машина
едет», инсценировать в играх простые песни.
4.
В процессе систематических занятия детей по данной программе, дети
будут проявлять интерес к музыкально-ритмическим движениям.
2. Комплекс
организационно-педагогических
условий
реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года – 01.09.2022г.
Окончание учебного года – 31.05.2023г.
Продолжительность учебного года – 36 недель
Количество занятий: в неделю - 2
Количество занятий в месяц – 8
Количество занятий в год - 72
2.2.Условия реализации программы
Занятия проводятся в музыкальном зале (с зеркалами), оснащенном фортепиано,
музыкальным центром, CD – дисками, проектор.
Одежда детей должна быть комфортной, не стесняющей движений. Обувь должна быть с
задником, легкой и удобной, подобранной по размеру ноги ребенка.
Материально-техническое обеспечение программы
Игрушки: Петрушка; зайчик; мишка; кукла; петушок; матрешка; собачка; лягушка;
машинка.
Музыкальные
инструменты: колокольчики; бубны; барабан; деревянные ложки; погремушки.
Пособия для сюжетных танцев и игр: погремушки; осенние листья; цветные платочки;
султанчики; разноцветные ленты; шапочки птичек, зайчиков; цветы; снежки.

2.3.Формы подведения итогов
Основными формами подведения итогов реализации программы являются
открытые занятия, видеоотчет, концерты и выступления.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна
быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками
– всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за
себя.
2.4. Программно-методическое обеспечение
1.
Буренина
А.И.
«Ритмическая
мозаика»
(программа
по
ритмической пластике для детей), С-П.2000г
2. Вихарева Г.Ф. «Играем с малышами» - Изд-во «Композитор.
С-П», 2007г.
3. Журнал «Музыкальная палитра» за 2006 – 2017 гг.
4. Журнал «Колокольчик» за 2005 – 2017 гг.
5. Зарецкая Е. «Танцы для детей» М. - Айрис – Пресс, 2003г.
6. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
7. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.
8. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа
музыкальноритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.
9.
Арсеневская О.Н. «Музыкальные занятия. Первая младшая группа»
10.
Петрова В.А. «Малыш» М.: Центр «Гармония»1998.
11. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду/Изд. Мозайка -Синтез, М.
2008.
12.
Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников. –
М.:Просвещение,1982

Internet – ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.

http://muzlinnamae.blogspot.ru/
http://secret-terpsihor.com.ua/2012-02-26-12-13-44.html
http://secret-terpsihor.com.ua/2012-02-26-12-13-24.html
http://muzruk2011.jimdo.com/
http://muz-ruk-polazna.jimdo.com/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».