ПРИНЯТ Педагогическим советом Протокол № 1 от 29.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Заведующий ____________А.В. Зайцева Приказ № 01-54 от 30.08.2023 г. . ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МУЗЫКАЛОЧКА» Возраст обучения: 2-3 года срок реализации - 1 год Автор-составитель: Гайсина Лилия Фергатовна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 Содержание 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы дополнительной 1.3. Содержание программы 1.4. Планируемые результаты освоения программы 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы подведения итогов 2.4. общеобразовательной Программно-методическое обеспечение 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Актуальность программы Дополнительное музыкальное воспитание в условиях детского сада является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и способствует целостному развитию дошколят, помогает сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей. Сегодня особенно актуальной становится проблема воспитания хорошего вкуса у детей. Эта программа дает ребенку возможность через музыкальные игры приобщиться к музыкальному искусству, знакомит со средствами музыкальной выразительности, воспитывает эстетическое отношение ней. В веселых и доступных для возраста музыкальных заданиях и играх каждый ребенок имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер. Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкалочка» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». • Концепция развития дополнительного образования детей Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). • Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». до 2030 года, • Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021 • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д. • Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение 29.05.2015 №996-р) Правительства РФ от Новизна программы Содержание программы полностью построено на музыкальных играх и упражнениях. На музыкальных занятиях играм уделяется незначительное количество времени, а на занятиях по программе дети будут находиться в особых условиях, в которых им будет дана возможность реализовать свои творческие (соответствующие возрасту) возможности. Музыкальные игры обладают свойством вызвать активные действия ребенка. Педагогическая целесообразность В процессе разнообразных музыкальных игр (сюжетные, несюжетные, музыкальнодидактические, игры - потешки, игры под инструментальное сопровождение, игры с пением и т.д.), дети приобщаются к различным видам музыки в целом. Педагогическая ценность музыкальных игр заключается в том, что они открывают перед ребёнком возможность применения полученных навыков и знаний в самостоятельной деятельности, помогают ребёнку реализовать свои потребности, способности и интерес к музыкальной деятельности в целом. Игра всегда полна неожиданности и новизны, требует от детей перевоплощения, фантазии, воображения и превращает творческую деятельность в интересный и плодотворный процесс. Музыкальные игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности и обучения. В играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация. Игры развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела. Они улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе. Отличительная особенность данной образовательной программы, от уже существующих в этой области, заключается в тщательном подборе музыкальных игр и упражнений, специально подготовленных фонограммах с точно выверенным темпом (умеренным) и временем звучания. Репертуар сочетает в себе как хорошо известные, так и новые музыкальные произведения. Адресат программы Программа «Музыкалочка» предназначена для детей 2 - 3 лет. Дети третьего года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. Этот возраст наиболее благоприятный для развития музыкальности, эмоциональности. В раннем детстве малыши еще не могут самостоятельно петь и только подпевают взрослому, а движения носят подражательный и спонтанный характер. В данный возрастной период преобладает непроизвольность в восприятии, внимании, памяти и поведении. Чаще всего процессы возбуждения преобладают над торможением. Поэтому совместные со взрослым игровые действия, игровые предметы, музыка непродолжительного звучания позволяют поддерживать внимание детей. Принципы отбора содержания: 1. Принцип комфортности: создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, дает возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. 2. Принцип целостного подхода: обогащение детей музыкальными впечатлениями через слушание, игры и пляски, музицирование. 3. Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности. 4. Принцип последовательности: разделам музыкального воспитания. усложнение поставленных задач по всем 5. Принцип культуросообразности и сезонности: соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. 6. Принцип партнерства: общение с детьми происходит на равных, партнерских отношениях. Группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель- единое целое. 7. Принцип положительной оценки: никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок – все хорошо. Методы, используемые на занятии: 1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание всего занятия. Если задания исполняются не в первый раз, объяснения могут быть и без показа. 2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях. 3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе. 4. Оценка качества детского исполнения задания должны зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно. Направлениями работы по программе являются: - «игры на общение» (коммуникативные, хороводные); - пальчиковая гимнастика; - игры-потешки; - игры с подражательными движениями; - игровая гимнастика; - хороводные игры и танцы; - развитие речи (в процессе логоритмических игр); - слушание музыки (с показом яркого образного ряда – картинок и видео); - разучивание простых, но образно ярких песенок; - игра на шумовых и звуковысотных инструментах. Успешная реализация программы возможна: если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%; если учитываются возрастные и личностные особенности учащихся, мотивация их деятельности; если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса; если в кабинете, имеются необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса. Результаты раннего музыкального развития к трем годам могут быть следующими: дети - эмоционально реагируют и узнают знакомые мелодии; – умеют различать контрастные особенности звучания (высокий – низкий; громкий – тихий, быстрый – медленный); – вместе с педагогом подпевают в песне музыкальные фразы; – двигаются в соответствии с характером музыки, начинают движение с первыми звуками музыки; – выполняют звукоизобразительные движения: притопывают ногой, хлопают в ладоши, поворачивают кисти рук в такт музыке; – различают и называют музыкальные инструменты: погремушки, бубен, колокольчик и др. Направленность программы – художественная Срок реализации программы - один учебный год Возраст детей – 2-3 года Количество занятий: в неделю - 2; в год - 72 занятия Продолжительность каждого занятия - 20 минут. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: развитие эмоциональной и двигательной сферы детей посредством музыкальных игр. Задачи: 1. Формировать эмоциональный отклик на музыку; 2.Развивать у малыша быстроту реакции, активизировать чувства, воображение, образное мышление; 3.Развивать музыкальный слух: • звуковысотный слух; • чувство ритма; • тембровый слух; • диатонический слух. 4.Развивать координацию движений, формировать основные двигательные навыки и умения (ходьбы, бега, прыжков), элементы плясовых движений («фонарики», топающий шаг, пружинные, маховые движения и др.); 5. Развивать выразительные жесты, умение с помощью выразительных движений (мимики и пантомимики) перевоплощаться в образы различных персонажей (Зайчики, Мишки, Птички и пр.); 6. Воспитывать навык совместного музыкального творчества и навыки самостоятельного исполнения; 7. Сформировать устойчивый интерес к музыке. 1.3. Содержание программы Осенний период - один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в этом возрасте (на 3-м году жизни) детей чаще всего впервые приводят в детский сад. Адаптация малышей к жизни в группе детей часто проходит очень напряженно, иногда болезненно. Отсюда главная задача музыкально-ритмического воспитания - использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играмзабавам, музыке, увлечь и занять его. На начальном этапе основной акцент делается на овладении основными навыками движений (имитация движений животных, движения в музыкально-театральных этюдах), формированию эмоционального отклика и интереса к музыкальным играм; В зимний период развитие детей в музыкально-ритмической деятельности происходит более интенсивно: меньше времени тратится на установление контакта. У детей появляется желание к самостоятельному исполнению, стремление к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений. К этому возрасту у детей появляется ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Дети стремятся к коллективному творчеству в игре, у них проявляется эмоциональный отклик на яркий музыкальный образ произведения. К концу зимы движения детей становятся заметно более уверенными и координированными. В этот период дети постепенно начинают осваивать пение и движение. Формируется устойчивый интерес к музыке, навыки ориентировки в пространстве. В третьем квартале детям предлагаются музыкально-ритмические упражнения, включающие новые, более сложные движения. Задачи музыкально-ритмического воспитания детей по сути те же, что и в предыдущем квартале, однако нагрузка на занятиях немного увеличивается, предлагается исполнять большее количество упражнений подряд (на 1-2 композиции). Отмечается относительно высокий уровень исполнения имитационных движений; умение выделить контрастные средства выразительности в музицировании; умение выразить свои музыкальные впечатления в движении и игре. Учебный план Месяц № п/п Название занятия Количество занятий* Всего Теория Практика Сентябрь Октябрь Ноябрь 10 11 12 Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май 1 2 3 4 5 6 7 8 9 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Здравствуйте, ладошки! Веселые ручки. Ладушки- ладошки. Где же наши ручки? Мы в лесу гуляли. Веселые грибочки. Игра с орешками. Вот какие шишки. Едет, едет паровоз. Кто по лесу идёт? Сапожки. Гулять – отдыхать. В гости к елочке пришли. Дождик разноцветный. Мы играем со снежками. Дед Мороз-розовые щечки Саночки. Согревалочка. Снежные пирожки. Игра в снежки. Музыканты - малыши. Тише–громче в бубен бей. Ложки расписные. Бубенчики. Солнечные лучики. Мы платочки постираем. Мы шагаем к бабушке. Скворушки. В магазине игрушек. Танец с игрушками. Учим куклу танцевать. Кубики. Автобус. Раз, два, три шагаем. Пчелки весело жужжат. В песочнице. ИТОГО 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 72 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 9 Учитывая возрастные и индивидуальные особенностей детей образовательная, программа предполагает дублирование занятий. 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 63 – данная Перспективный план Период прохождения Сентябрь, октябрь, ноябрь. Виды деятельности Задачи Ходьба. Освоение детьми ходьбы и бега, как основные, контрастные виды движений. Музыкально ритмические движения. Декабрь, январь, февраль. – Обучение детей ритмичному исполнению простейших танцевальных движений: Притопы правой ногой; Притопы поочередно каждой ногой; «фонарики». Упражнения для Учить детей передавать простейшие развития творчества. игровые действия (язык жестов) по показу педагога. Примерный «Вот как мы умеем», «Ноги и ножки», репертуар. «Прятки», «Кошечка и котята», «Тук-тук», «Ля-ля-ля», «Баю-баю», «Кап-кап –кап», Пляски: «Ай-да», «Чок да чок», «Маленькая полечка». Ходьба. Совершенствовать ходьбу и бег. – Развивать ритм мелодии в пляске с погремушками (развитие чувства ритма, ловкости движений); Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения. Упражнения для Развивать выразительные образно-игровые развития творчества. движения. Примерный «Марш» Е. Тиличеевой, «Разминка» Е. репертуар. Макшанцевой, «Кулачки», «Ходимбегаем», «Повторяй за мной», «Веселая пляска», «Пляска с погремушками», «Шустрые зайки», «Санки», «Спокойная пляска», «Кто под кустиком сидит?». апрель, Ходьба. Учить детей ходьбе вперед и пятясь назад; Легкий бег; Прямой галоп. Музыкально – Познакомить детей с музыкальноритмические ритмическими упражнениями: движения. Полуприседание; Пляски в парах; Пляски и упражнения в исходных положениях и построениях: Парами; По кругу; Врассыпную; Сидя и лежа на ковре. Музыкально ритмические движения. Март, май. Упражнения для развития творчества. Учить детей разнообразным образноигровым упражнениям с предметами, образно-игровым выразительным движениям. Примерный репертуар. «Марш» В. Дешевого, «Лошадка», «Научились мы ходить», «Резвые ножки», «Строим маме новый дом», «Зарядка для котят», «Пляска с куклами», «Мы платочками постираем», «Приседай», «Воробушки и кошка». 1.4. Планируемые результаты освоения программы В результате освоения программы дети научатся: 1. Ритмично ходить под музыку, бегать, не шаркая, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; собираться в круг в играх, хороводах, двигаться по кругу, взявшись за руки, на шаге; двигаться парами; поднимать флажки, платочки, погремушки, помахивать ими. 2. Хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться на шаге в одну сторону, исполнять пружинящее качание на двух ногах; помахивать одной, двумя руками, легко прыгать на двух ногах, притопывая одной ногой. Двигаться осторожным, мягким шагом. 3. Выполнять образные движения: «зайчики прыгают», «птички летают», «машина едет», инсценировать в играх простые песни. 4. В процессе систематических занятия детей по данной программе, дети будут проявлять интерес к музыкально-ритмическим движениям. 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2.1. Календарный учебный график Начало учебного года – 01.09.2022г. Окончание учебного года – 31.05.2023г. Продолжительность учебного года – 36 недель Количество занятий: в неделю - 2 Количество занятий в месяц – 8 Количество занятий в год - 72 2.2.Условия реализации программы Занятия проводятся в музыкальном зале (с зеркалами), оснащенном фортепиано, музыкальным центром, CD – дисками, проектор. Одежда детей должна быть комфортной, не стесняющей движений. Обувь должна быть с задником, легкой и удобной, подобранной по размеру ноги ребенка. Материально-техническое обеспечение программы Игрушки: Петрушка; зайчик; мишка; кукла; петушок; матрешка; собачка; лягушка; машинка. Музыкальные инструменты: колокольчики; бубны; барабан; деревянные ложки; погремушки. Пособия для сюжетных танцев и игр: погремушки; осенние листья; цветные платочки; султанчики; разноцветные ленты; шапочки птичек, зайчиков; цветы; снежки. 2.3.Формы подведения итогов Основными формами подведения итогов реализации программы являются открытые занятия, видеоотчет, концерты и выступления. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. 2.4. Программно-методическое обеспечение 1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической пластике для детей), С-П.2000г 2. Вихарева Г.Ф. «Играем с малышами» - Изд-во «Композитор. С-П», 2007г. 3. Журнал «Музыкальная палитра» за 2006 – 2017 гг. 4. Журнал «Колокольчик» за 2005 – 2017 гг. 5. Зарецкая Е. «Танцы для детей» М. - Айрис – Пресс, 2003г. 6. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. 7. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003. 8. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкальноритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. 9. Арсеневская О.Н. «Музыкальные занятия. Первая младшая группа» 10. Петрова В.А. «Малыш» М.: Центр «Гармония»1998. 11. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду/Изд. Мозайка -Синтез, М. 2008. 12. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников. – М.:Просвещение,1982 Internet – ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. http://muzlinnamae.blogspot.ru/ http://secret-terpsihor.com.ua/2012-02-26-12-13-44.html http://secret-terpsihor.com.ua/2012-02-26-12-13-24.html http://muzruk2011.jimdo.com/ http://muz-ruk-polazna.jimdo.com/