20.05.2019
24.09.2019
Методика
работы по формированию толерантногоотношения сверстников к детям с ОВЗ.
Толерантность, сформированная в дошкольные годы, является одним из важнейших условий реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет детский сад, именно в нем ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного, терпимого отношения к окружающим людям.
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне.
Решением этой педагогико-психологической проблемы становится введение инклюзивного образования.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Иначе говоря, инклюзивное образование предполагает обучение детей с ОВЗ совместно со сверстниками в однойгруппе, а не в специальной.
И для того, чтобы идеи инклюзивного воспитания в полной мере реализовались в России необходимо, необходимо изменить отношение общества к детям с ограниченными возможностями: от равнодушия и агрессии до милосердия и заботы.
Несмотря на всю неверную информацию, страхи, стереотипы, вызывающих негативное отношение к людям с ограниченными возможностями, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает положительный эффект в отношении социализации, личностного развития и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства.
Эффективная интеграция возможна в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования, умелого сочетания принципов интеграции и профессионального воздействия в специально организованных условиях.
Таким образом, интегрированное обучение детей следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Это не только позволит детям с особыми потребностями обеспечить успех в жизни, но и дает им право выбора, даёт возможность вносить свой вклад в общественную жизнь. Необходимо осознавать, что детей с особенностями в развитии необходимо научить жить в социуме, навыкам независимости и самостоятельной жизни. А гарантом равных прав и условий для развития и самореализации должно выступить образование.
Начнем с понятия, в статье 11 «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 году говорится «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии…», как говорится в педагогическом словаре, толерантность — это «Одно из важнейших профессиональных качеств учителя. В основе этого качества лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации — с другой».
Дело в том, что одна из важнейших проблем детей с особенностями в развитии является своеобразная «изоляция» от мира, общества, природы, а порой и элементарного образования. Другая не менее важная проблема — это наличие физических и психических барьеров, мешающих наладить контакты со сверстниками и приводящие в конечном итоге к неприятию и негативному отношению со стороны общества.
Проблему усугубляет тот факт, что зачастую сами педагоги относятся к таким детям интолерантно. Педагогу необходимо понять, что нельзя насильно привить чувство терпимости исходя из его формального понимания, оно не должно навязываться, толерантность приобретается через информацию, жизненный опыт и воспитание. Именно поэтому педагогу необходимо выстроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы показать, что он готов принять каждого такими, какие они есть и работать с общего согласия.
Рассмотрим несколько преимуществ интегрированного образования как для детей с ОВЗ, так и для детей с нормальным развитием:
-развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;
-обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; -развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;
-исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;
-подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;
-исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
Преимущества педагогического характера:
-рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
-активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации;
Многие преподаватели не знакомы с проблемой отклонений в развитии: они зачастую не имеют представлений о специфических особенностях развития, таких как нарушения динамики психических процессов и повышенная чувствительность детей к отношению окружающих, характерные для «особых» детей. Эти характеристики познаются либо при практическом взаимодействии с этими детьми, либо в процессе их обучения. Необходимо ликвидировать пробелы в образовании преподавателей, их низкую информированность в области коррекционной педагогике и специальной психологии.
Работа с педагогами по формированию толерантного отношения к особым детям предполагает:
‒ диагностику отношения педагогов и воспитателей к детям с особыми нуждами;
‒ знакомство учителей с особенностями развития и личностным своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии разнойэтилогии;
‒ проведение тренингов, семинаров, «круглых столов», направленных на формирование толерантной культуры личности педагога.
Работа педагога с детьми осуществляется в следующих направлениях: ‒ диагностика личности ребенка с отклонениями в развитии;
‒ диагностика отношения нормально развивающихся сверстников к детям с особыми нуждами;
‒ коррекция психоэмоционального состояния детей с проблемами в развитии;
‒ гармонизация внутриколлективных отношений, сплочение детского коллектива.
Конспект занятия для детей 6–7 лет по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам.
Занятие № 1. «Пойми меня»
Цель: формирование у ребенка потребности во взаимопонимании; воспитание эмпатии.
Оборудование: опорные картинки с изображением тех или иных предметов (одушевленных или неодушевленных), о которых в рассказе должна идти речь.
1. Организационный момент
Упражнение на развитие логического мышления, умение делать выводы на основании анализа нескольких суждений.
2. Вводная частьВводная беседа на тему: «Что нужно, чтобы научиться понимать друг друга?». (Уметь не только слушать, но и уметь услышать друг друга.)
Игра «Испорченный телефон»
Ведущий. Постарайтесь сейчас как можно лучше услышать и понять друг друга.
Участники игры садятся в круг. Каждый игрок по очереди произносит шепотом на ухо сидящему рядом какое-либо слово. Последний игрок произносит громко то слово, которое он услышал. Первый игрок должен назвать то слово, с которого он начал игру. Если слово совпадет, то все игроки правильно поняли соседа, если нет, то игроки не поняли друг друга.
3. Основная частьИгра «Фантазеры»
Ведущий. Смысл игры заключается в том, чтобы вы смогли продолжить рассказ, начатый предыдущим игроком. Игра может проводиться группами до 10 человек. Все игроки должны продолжить рассказ одним предложением. Тот игрок, на котором заканчивается рассказ, должен начать новый. Участники игры садятся в круг. Ведущий показывает первую картинку с изображением, допустим, собаки. Первый игрок начинает рассказ одним предложением, например: «В одном доме жила собака…» Его сосед справа продолжает: «Эта собака любила гулять со своим хозяином у пруда…» Следующий сосед справа продолжает рассказ тоже одним предложением и так далее. Чем необычнее и смешнее будет поворот этой истории, тем лучше. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока воображение участников не иссякнет, а интерес не угаснет. Обычно на это уходит 10–15 минут. Желательно стремиться к тому, чтобы рассказ имел начало, середину и конец и строился вокруг какого-нибудь события (сюжета).
4. ФизминуткаВедущий. А сейчас разбейтесь на пары. Встаньте друг против друга. Один показывает упражнения, другой повторяет за ним. Затем наоборот.
5. Закрепление, итогОбобщающая беседа по теме занятия: «Что нового вы узнали сегодня овзаимоотношениях между собой и другими?»
Этикетная задача
Ведущий предлагает детям решить следующую задачу: «Представьте себе, что с вами вместе находится ребенок со странностями поведения, не такой, как вы, а ему тоже хочется принять участие в вашей игре. Как вы сможете ему помочь?» Итог занятия Ведущий. А теперь сделаем вывод: «Как хорошо, когда каждый из нас умеет слышать и понимать друг друга, тогда нам интересно быть вместе». И педагог предлагает всем улыбнуться друг другу и поблагодарить за игру.
Литература:
Вульфов Б. З. Воспитание толерантности, сущность и средства.// Внешкольник, 2002, № 6. Инклюзивное образование в России. /Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). — М., 2011 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.unicef.ru/upload/ Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья./ Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений. — г.Новокуйбышевск, 2006–105 с.
Коджаспирова Г. М. Педагогический словарьдля студентов высших и средних педагогических учебных заведений Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Защити меня! —2004. —с. 6–11.
Лотфуллина Р. Д., Масимова Э. Э. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 914-916. — URL https://moluch.ru/archive/132/36960/ (дата обращения: 24.09.2019).
25.01.2021