АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКОГО САДА № 384
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) является нормативно-
управленческим документом, включающий воспитательный компонент –
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ВОСПИТАНИЯ Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 384 ,
определяющим содержание и организацию образовательной деятельности с
детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) на уровне
дошкольного образования. Программа сформирована, как программа психологопедагогического сопровождения, направленного на выравнивание речевого и
психофизического развития, позитивной социализации, индивидуализации и обеспечения
всесторонне гармоничного личностного развития детей дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи (далее по тексту – детей с ТНР) и определяет комплекс основных
характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в
виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая
развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает
образовательные потребности, интересы и мотивы детей с тяжелыми нарушениями речи,
членов их семей и педагогических работников и ориентирована на специфику
национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и
форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
сложившиеся традиции МБДОУ-детский сад № 384; содержание коррекционной работы с
детьми
Цель Программы
Цель Программы – построение системы образовательной и коррекционно-
развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий
для развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями в группах
компенсирующей направленности, в возрасте с 3 до 7 лет, его позитивной
социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах
деятельности с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического
развития, на основе полной интеграции действий всех специалистов дошкольной
образовательной организации и родителей дошкольников.
Задачи Программы
❑охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР (общим
недоразвитием речи), в том числе их эмоционального благополучия;
❑создание благоприятных условий развития детей с ТНР (общим недоразвитием речи) в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
❑объединение обучения, воспитания, развития и коррекции в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в
обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
Задачи Программы
❑формирование общей культуры личности детей с ТНР (общим недоразвитием речи), в том
числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности,
ответственности, предпосылок учебной деятельности;
❑обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей с ТНР (общим недоразвитием речи);
❑обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания
образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Главная идея Программы – это реализация общеобразовательных задач дошкольного
образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического
развития детей с ТНР (общим недоразвитием речи). Результаты освоения программы
представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) базируются на федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие ожидаемые
образовательные результаты возможных достижений детей на этапе завершения дошкольного
образования:
❑мотивационные образовательные результаты;
❑предметные образовательные результаты;
❑универсальные образовательные результаты.
Основной целью работы с родителями в ДОО является обеспечение
взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный, коррекционноразвивающий и воспитательный процессы для формирования у них компетентной
педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
❑выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания
приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
❑вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
❑внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни ДОО.
❑создание активной образовательной и воспитывающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию
личности в семье и образовательном пространстве ДОО;
❑повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.
❑создание открытого информационного пространства (сайт ДОО, форум, группы в социальных сетях и др.).
Взаимодействие с семьями
воспитанников
Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает
следующие направления:
❑аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с
ТНР и предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
❑коммуникативно-деятельностное – направлено на повышение педагогической культуры
родителей; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; создание
единой активной образовательной среды;
❑информационно-пропагандистское – направлено на популяризацию опыта деятельности
ДОО.
Планируемый результат взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьёй
воспитанников:
❑организация единого образовательного пространства для всех субъектов
образовательного процесса (дети, родители (официальные представители), педагоги) с
целью интеграции целей, задач, принципов, содержания, педагогического инструментария
и планируемого результата образовательной, коррекционно-развивающей и
воспитательной деятельности;
❑повышение уровня родительской компетентности.