МБДОУ № 384 Педагогическая диагностика выписка из ФОП

▪

▪

▪

▪

полетом стрекоз, растениями, вечерними туманом, слушают шорохи и звуки
обитателей пруда. (кваканье лягушек и т.д.)
Дети знают, что луг – это сообщество растений и животных, самостоятельно
наблюдают за разными насекомыми (бабочками, шмелями, пчелами, жуками,
стрекозами), рассматривают цветы, слушают стрекотание кузнечиков. Проявляют
интерес к рассказу взрослого, не рвут большие букеты, не бросают сорванные
растения. Любуются разноцветием луга, полетом насекомых, отражают впечатления
в изопродукции, отличают аромат луга, наслаждаются им.
Дети охотно включаются в оценку взрослыми обстановки, окружающих условий
(тепло-холодно, чисто – грязно, воздух свежий и приятный или плохой и душный и
т.д.), реагируют на красоту и чистоту помещения, участка, поддерживают их;
радуются тишине, порядку, чистоте, свежему воздуху в местах пребывания, на
природе (в лесу, на пляже и др.).
Дети не рвут и не пачкают бумагу, замечают сломанные деревянные вещи (стулья,
игрушки), обсуждают способы их починки, закрывают кран с водой, если он течет.
Любуются хорошими изделиями из дерева, бумаги, интересуются процессом их
изготовления.
Дети проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют
весте со взрослыми и самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях
1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на
изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она
позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе
полученных
данных
индивидуальные
образовательные
маршруты
освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика является основой для целенаправленной деятельности
педагога, начальным и завершающим этапом проектирования образовательного процесса в
дошкольной группе. Ее функция заключается в обеспечении эффективной обратной связи,
позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения
определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации Программы может проводиться
оценка индивидуального развития детей3, которая осуществляется педагогом в рамках
педагогической диагностики. Вопрос о ее проведении для получения информации о
динамике возрастного развития ребенка и успешности освоения им Программы, формах
организации и методах решается непосредственно ДОО.
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных
результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДО
заданы как целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные

3

Пункт 3.2.3 ФГОС ДО.

38

возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного
детства;
целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей4;
освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации обучающихся5.
Педагогическая диагностика направлена на оценку индивидуального развития детей
дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических
действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных
особенностях развития ребенка. На основании этой информации разрабатываются
рекомендации для воспитателей и родителей (законных представителей) по организации
образовательной деятельности, планированию индивидуальной образовательной
деятельности. Педагогическая диагностика проводится в начале и в конце учебного года.
Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить
индивидуальную динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится
педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических
методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности
(рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных
диагностических ситуаций. При необходимости педагог может использовать специальные
методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического развития.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они
выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах
дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за
поведением ребенка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской,
изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных
процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и
других ситуациях).
В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребенком
личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует
реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное.

4

Пункт 4.3 ФГОС ДО.

5

Пункт 4.3 ФГОС ДО.

39

Наблюдая за поведением ребенка, педагог обращает внимание на частоту
проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в
деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости
показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону
актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о
проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог
выбирает самостоятельно. Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения может
являться карта развития ребенка. Педагог может составить ее самостоятельно, отразив
показатели возрастного развития ребенка и критерии их оценивания. Фиксация данных
наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии ребенка
на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную
деятельность с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и его потребностей.
Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной
форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду
деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и
другое.
Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения
материалов портфолио ребенка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по
лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные
характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной
деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой
деятельностью).
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе
которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую
активную творческую деятельность обучающихся, составляет индивидуальные
образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и
целенаправленно проектирует образовательный процесс.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин
возникновения трудностей в освоении образовательной программы), которую проводят
квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в
психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных
представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для
решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической
помощи.
Структура мониторинга индивидуального развития ребенка ДОО
Таблица 1
Компонент
Педагоги
Инструментарий
Мониторинг развития базовых личностных качеств
Развитие психических
Педагог«Экспресс – диагностика в детском
процессов
психолог
саду» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко;
«Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста» Е.А.
40

Стреблева; «Диагностика
познавательной деятельности» М. М.
Семаго, Н.Я. Семаго.
Мониторинг
Диагностический инструментарий к
сформированности
Воспитатели
инновационной программе
интегративных качеств
дошкольного образования «От
рождения до школы» Н.Е.Веракса,
Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева
Мониторинг
Учитель –
«Карта развития ребёнка дошкольного
сформированности речи в
логопед
возраста с ТНР (общим недоразвитием
соответствии с психологоречи) с 4 до 7 лет» «Комплексная
логопедической
образовательная программа
классификацией.
дошкольного образования для детей с
ТНР (общим недоразвитием речи) с 3
до 7 лет» Н.В. Нищева
Мониторинг освоения универсальных видов детской деятельности
Мониторинг освоения
Воспитатели
Диагностический инструментарий к
содержания
Музыкальный
инновационной программе
образовательной программы
руководитель
дошкольного образования «От
по образовательным
Инструктор
рождения до школы» Н.Е. Веракса,
областям: речевое развитие;
физического
Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева
познавательное развитие;
воспитания
художественно
эстетическое развитие;
социальнокоммуникативное развитие;
физическое развитие
Специальная готовность к обучению в школе (подготовительная к школе группа)
Сформированность
Педагог «Лесенка» М. Панфилова, «Два дома»
кругозора (общая
психолог
И.Вандвик,» «Беседа о школе» Т.
осведомлённость) Развития
Нежнова, «Тест Керна-Йерасика»,
психических процессов
«Перцептивное моделирование»
В.Холмовская, «Дорисовывание
фигур» О. Дьяченко, «Детский 44
процессов апперцептивный тест»
Белак-Белак, «Пиктограмма» А.
Лурия, «Шифровка» Д. Векслер, «10
слов» Р. Лурия, «Четвёртый лишний»
«Цветные прогрессивные матрицы»
Дж. Равена
Результаты мониторинга индивидуального развития ребёнка отражаются в «Карте
индивидуального развития». Карта оформляется на каждого ребёнка, впервые
поступившего в учреждение, и заполняется на протяжении всего периода пребывания
воспитанника в учреждении до окончания образовательных отношений. В карту вносятся
41

показатели развития на начало (сентябрь) и конец учебного года (май), рекомендации
специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который
решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации
тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по созданию
благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в учреждении.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Таблица 2
Мониторинг освоения универсальных видов детской деятельности
Мониторинг освоения
Воспитатели
Диагностический
содержания программы
инструментарий к
экологического воспитания
программе
в детском саду «Юный
эколог» С.Н. Николаевой
Стартовая педагогическая диагностика проводится в сентябре каждого года.
Заключительная педагогическая диагностика подводится в апреле каждого года.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка включает в себя: дидактические игры,
упражнения, подобранные педагогом индивидуально для каждого ребёнка, позволяющие
повысить индивидуальный результат освоения программного содержания по
образовательной области, либо разделу Программы

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».