▪
▪
▪
▪
полетом стрекоз, растениями, вечерними туманом, слушают шорохи и звуки
обитателей пруда. (кваканье лягушек и т.д.)
Дети знают, что луг – это сообщество растений и животных, самостоятельно
наблюдают за разными насекомыми (бабочками, шмелями, пчелами, жуками,
стрекозами), рассматривают цветы, слушают стрекотание кузнечиков. Проявляют
интерес к рассказу взрослого, не рвут большие букеты, не бросают сорванные
растения. Любуются разноцветием луга, полетом насекомых, отражают впечатления
в изопродукции, отличают аромат луга, наслаждаются им.
Дети охотно включаются в оценку взрослыми обстановки, окружающих условий
(тепло-холодно, чисто – грязно, воздух свежий и приятный или плохой и душный и
т.д.), реагируют на красоту и чистоту помещения, участка, поддерживают их;
радуются тишине, порядку, чистоте, свежему воздуху в местах пребывания, на
природе (в лесу, на пляже и др.).
Дети не рвут и не пачкают бумагу, замечают сломанные деревянные вещи (стулья,
игрушки), обсуждают способы их починки, закрывают кран с водой, если он течет.
Любуются хорошими изделиями из дерева, бумаги, интересуются процессом их
изготовления.
Дети проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют
весте со взрослыми и самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях
1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на
изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она
позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе
полученных
данных
индивидуальные
образовательные
маршруты
освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика является основой для целенаправленной деятельности
педагога, начальным и завершающим этапом проектирования образовательного процесса в
дошкольной группе. Ее функция заключается в обеспечении эффективной обратной связи,
позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения
определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации Программы может проводиться
оценка индивидуального развития детей3, которая осуществляется педагогом в рамках
педагогической диагностики. Вопрос о ее проведении для получения информации о
динамике возрастного развития ребенка и успешности освоения им Программы, формах
организации и методах решается непосредственно ДОО.
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных
результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДО
заданы как целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные
3
Пункт 3.2.3 ФГОС ДО.
38
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного
детства;
целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей4;
освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации обучающихся5.
Педагогическая диагностика направлена на оценку индивидуального развития детей
дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических
действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных
особенностях развития ребенка. На основании этой информации разрабатываются
рекомендации для воспитателей и родителей (законных представителей) по организации
образовательной деятельности, планированию индивидуальной образовательной
деятельности. Педагогическая диагностика проводится в начале и в конце учебного года.
Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить
индивидуальную динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится
педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических
методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности
(рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных
диагностических ситуаций. При необходимости педагог может использовать специальные
методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического развития.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они
выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах
дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за
поведением ребенка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской,
изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных
процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и
других ситуациях).
В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребенком
личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует
реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное.
4
Пункт 4.3 ФГОС ДО.
5
Пункт 4.3 ФГОС ДО.
39
Наблюдая за поведением ребенка, педагог обращает внимание на частоту
проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в
деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости
показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону
актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о
проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог
выбирает самостоятельно. Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения может
являться карта развития ребенка. Педагог может составить ее самостоятельно, отразив
показатели возрастного развития ребенка и критерии их оценивания. Фиксация данных
наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии ребенка
на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную
деятельность с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и его потребностей.
Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной
форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду
деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и
другое.
Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения
материалов портфолио ребенка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по
лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные
характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной
деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой
деятельностью).
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе
которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую
активную творческую деятельность обучающихся, составляет индивидуальные
образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и
целенаправленно проектирует образовательный процесс.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин
возникновения трудностей в освоении образовательной программы), которую проводят
квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в
психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных
представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для
решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической
помощи.
Структура мониторинга индивидуального развития ребенка ДОО
Таблица 1
Компонент
Педагоги
Инструментарий
Мониторинг развития базовых личностных качеств
Развитие психических
Педагог«Экспресс – диагностика в детском
процессов
психолог
саду» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко;
«Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста» Е.А.
40
Стреблева; «Диагностика
познавательной деятельности» М. М.
Семаго, Н.Я. Семаго.
Мониторинг
Диагностический инструментарий к
сформированности
Воспитатели
инновационной программе
интегративных качеств
дошкольного образования «От
рождения до школы» Н.Е.Веракса,
Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева
Мониторинг
Учитель –
«Карта развития ребёнка дошкольного
сформированности речи в
логопед
возраста с ТНР (общим недоразвитием
соответствии с психологоречи) с 4 до 7 лет» «Комплексная
логопедической
образовательная программа
классификацией.
дошкольного образования для детей с
ТНР (общим недоразвитием речи) с 3
до 7 лет» Н.В. Нищева
Мониторинг освоения универсальных видов детской деятельности
Мониторинг освоения
Воспитатели
Диагностический инструментарий к
содержания
Музыкальный
инновационной программе
образовательной программы
руководитель
дошкольного образования «От
по образовательным
Инструктор
рождения до школы» Н.Е. Веракса,
областям: речевое развитие;
физического
Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева
познавательное развитие;
воспитания
художественно
эстетическое развитие;
социальнокоммуникативное развитие;
физическое развитие
Специальная готовность к обучению в школе (подготовительная к школе группа)
Сформированность
Педагог «Лесенка» М. Панфилова, «Два дома»
кругозора (общая
психолог
И.Вандвик,» «Беседа о школе» Т.
осведомлённость) Развития
Нежнова, «Тест Керна-Йерасика»,
психических процессов
«Перцептивное моделирование»
В.Холмовская, «Дорисовывание
фигур» О. Дьяченко, «Детский 44
процессов апперцептивный тест»
Белак-Белак, «Пиктограмма» А.
Лурия, «Шифровка» Д. Векслер, «10
слов» Р. Лурия, «Четвёртый лишний»
«Цветные прогрессивные матрицы»
Дж. Равена
Результаты мониторинга индивидуального развития ребёнка отражаются в «Карте
индивидуального развития». Карта оформляется на каждого ребёнка, впервые
поступившего в учреждение, и заполняется на протяжении всего периода пребывания
воспитанника в учреждении до окончания образовательных отношений. В карту вносятся
41
показатели развития на начало (сентябрь) и конец учебного года (май), рекомендации
специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который
решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации
тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по созданию
благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в учреждении.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Таблица 2
Мониторинг освоения универсальных видов детской деятельности
Мониторинг освоения
Воспитатели
Диагностический
содержания программы
инструментарий к
экологического воспитания
программе
в детском саду «Юный
эколог» С.Н. Николаевой
Стартовая педагогическая диагностика проводится в сентябре каждого года.
Заключительная педагогическая диагностика подводится в апреле каждого года.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка включает в себя: дидактические игры,
упражнения, подобранные педагогом индивидуально для каждого ребёнка, позволяющие
повысить индивидуальный результат освоения программного содержания по
образовательной области, либо разделу Программы
42