ценностей (дизайнеры, инженеры-конструкторы, ученые, строители, станочники
и пр.);
Сформирован устойчивый интерес к конструированию;
Сформированы представления о различных конструкторских элементах, их
свойствах и способах монтажа и демонтажа;
Развита способность к комбинаторике, к гармоничному сочетанию элементов в
конструкциях, изделиях;
Сформировано умение самостоятельно анализировать сооружения, поделки,
рисунки, схемы, чертежи;
Формируется умение придумывать свои конструкции и изделия из разных
материалов и воплощать их сначала в зарисовках, схемах;
Сформированы навыки пространственной ориентации;
Сформировано умение конструировать и мастерить как индивидуально, так и
совместно по образцам, по условиям, по замыслу;
Осваиваются разные виды конструкторов и формируется умение создавать
простейшие двигающиеся механизмы (рычаг, блок, зубчатая передача);
Продолжает формироваться умение создавать с помощью разных материалов
оригинальные художественные образы;
Формируется художественный вкус в процессе оформления конструкций,
изготовления поделок, в дизайн-деятельности;
Умеют мастерить игрушки, поделки, в основе которых лежат объемные формы
(модули), делать несложные выкройки, создавать эскизы (изделия из бумажных
цилиндров, конусов, кубических и прочих форм);
Осваивают способы изготовления поделок по принципу оригами;
Приобщаются к дизайн-деятельности (к моделированию, проектированию,
макетированию, оформительской деятельности);
Совершенствуются навыки коммуникативного, делового общения;
Сформировано умение самостоятельно подготавливать к работе свое рабочее
место;
Сформирована привычка соблюдать чистоту и порядок.
1.2.2 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
Программе
Обязательная часть
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой ДОО по
Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной
деятельности, направленную на ее усовершенствование.
Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в котором определены
государственные гарантии качества образования.
Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности,
реализуемой ДОО, заданным требованиям Стандарта и Программы, направлено в первую
очередь на оценивание созданных в ДОО условий в процессе образовательной деятельности.
Оценка качества условий включает:
психолого-педагогические условия (оценка процесса);
условия организации развивающей предметно-пространственной среды;
кадровые условия;
материально-технические условия;
информационно-методические условия.
Для основных объектов мониторинга условий используются методы сбора
информации:
размещенной на официальном сайте образовательной организации,
осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;
размещенной во внутреннем помещении учреждения;
18
предоставляемой родителям, педагогам и коллективу в целом другими
способами;
- по результатам опроса педагогов, осуществляющих образовательную деятельность;
- по результатам опроса родителей (законных представителей) воспитанников.
Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности ДОО играют
семьи воспитанников и социальные партнёры, участвующие в оценивании образовательной
деятельности, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов ДОО.
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности
учреждения на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
не подлежат непосредственной оценке;
не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития детей;
не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей;
не являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики
их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
программы индивидуального развития детей, фиксирующие достижения ребенка
в ходе образовательной деятельности;
различные шкалы индивидуального развития.
В соответствии со Стандартом и принципами Программы оценка качества
образовательной деятельности по Программе:
поддерживает ценности развития позитивной социализации ребенка
дошкольного возраста;
учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного
постиндустриального общества;
ориентирует на поддержку вариативности используемых образовательных
программ и организационных форм;
обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи,
образовательной организации и для педагогов учреждения в соответствии: с
разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве,
разнообразием вариантов образовательной среды, разнообразием местных
условий в разных регионах и муниципальных образованиях Российской
Федерации;
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент
педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических
действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по
Программе;
внутренняя оценка – самооценка учреждения;
внешняя оценка учреждения, в том числе независимая профессиональная и
общественная оценка – родители (законные представители), социальные
партнёры.
На уровне образовательной организации система оценки качества реализации
Программы решает задачи:
повышения качества реализации программы дошкольного образования;
реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам
основной образовательной программы дошкольной организации;
создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим
образованием.
19
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в
учреждении является оценка качества психолого-педагогических условий реализации
основной образовательной программы. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения
качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со
Стандартом посредством экспертизы условий реализации Программы.
Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации учреждения
материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над Программой.
Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную
основу
для
изменений
основной
образовательной
программы,
корректировки
образовательного процесса и условий образовательной деятельности.
Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также
семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие
в оценивании образовательной деятельности учреждения, предоставляя обратную связь о
качестве образовательных процессов дошкольного учреждения.
Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения
Программы.
При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая
оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогического мониторинга.
Мониторинг развития детей позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он
осуществляет свою деятельность. Он призван, во-первых, оптимизировать процесс
индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов
обучения, в-третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в
оценке знаний детей.
Процедура педагогического мониторинга предполагает двухуровневый подход. Первый
уровень – низкоформализованные методы, применяемые воспитателем.
Второй уровень – высоко формализованные методы, применяемые специалистами
(педагогом-психологом и т.д.).
Мониторинг развития детей проводится 3 раза в год. Периодичность мониторинга
обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность
методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход
образовательного процесса. С целью отслеживания динамики развития детей
программой предусмотрен промежуточный (сентябрь, январь) и итоговый контроль
(май) в форме диагностического обследования.
Инструментарий для педагогического мониторинга – карты наблюдений детского
развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития
каждого ребенка. Наблюдения дополняются свободным общением педагога с детьми,
беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем, педагог проводит специально
организованные занятия в период, определенный в программе для мониторинга. В эти занятия
включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок
выполняет программные задачи по образовательным областям.
Результаты педагогического мониторинга могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1. Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построение ег о
образовательного маршрута или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2.Оптимизация работы с группой детей.
Используемая в ДОО система мониторинга позволяет выявить степень эффективности
взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса.
Структура мониторинга индивидуального развития ребенка ДОО
Компонент
Педагоги
Инструментарий
Мониторинг развития базовых личностных качеств
Развитие психических
Педагог«Экспресс – диагностика в детском саду» Н. Н.
процессов
психолог
Павлова, Л. Г. Руденко;
«Психолого-педагогическая диагностика
20
Мониторинг
сформированности
интегративных качеств
Мониторинг
сформированности речи в
соответствии с психологологопедической
классификацией.
Воспитатели
Учитель –
логопед
развития детей раннего и дошкольного возраста»
Е.А. Стреблева;
«Диагностика познавательной деятельности» М.
М. Семаго, Н.Я. Семаго.
Диагностический инструментарий к
инновационной программе дошкольного
образования «От рождения до школы»
Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева
«Карта развития ребёнка дошкольного возраста
с ТНР (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»
«Комплексная образовательная программа
дошкольного образования для детей с ТНР
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.
Нищева
Мониторинг освоения универсальных видов детской деятельности
Мониторинг освоения
Воспитатели
Диагностический
инструментарий
к
содержания
Музыкальный
инновационной
программе
дошкольного
образовательной
руководитель
образования «От рождения до школы» Н.Е.
программы по
Инструктор
Веракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева
образовательным
физического
областям:
воспитания
речевое развитие;
Воспитатель
познавательное развитие;
изодеятельности
художественно
эстетическое развитие;
социальнокоммуникативное
развитие;
физическое развитие
Специальная готовность к обучению в школе(подготовительная к школе группа)
Сформированность
Педагог «Лесенка»
М.
Панфилова,
«Два
дома»
кругозора (общая
психолог
И.Вандвик,» «Беседа о школе» Т. Нежнова, «Тест
осведомлённость)
Керна-Йерасика»,
«Перцептивное
Развития
психических
моделирование» В.Холмовская, «Дорисовывание
процессов
фигур» О. Дьяченко, «Детский апперцептивный
тест» Белак-Белак, «Пиктограмма» А. Лурия,
«Шифровка» Д. Векслер, «10 слов» Р. Лурия,
«Четвёртый лишний» «Цветные прогрессивные
матрицы» Дж. Равена.
Качественная и количественная характеристики показателей достижения результатов
развития содержат следующую уровневую шкалу оценок:
Качество сформировано – ребенок овладел на уровне самостоятельности
доступными ему видами детской деятельности (игра, труд, учение). Уверенно
демонстрирует приобретенные способности и личностные качества.
(Оценивается в 3 балла.);
Качество находится в стадии формирования – ребенок не способен
самостоятельно выполнить деятельность, ему требуется помощь воспитателя
(показ, подсказка, совет, рекомендация и т.д.). Ребенок демонстрирует
личностные качества, способности, но не очень часто, не очень ярко, ему нужна
постоянная поддержка взрослого. (Оценивается в 2 балла.);
Качество не сформировано – ребенок не владеет деятельностью, качества
личности, способности не проявляются или проявляются крайне редко при
активном участии взрослого. Может проявлять интерес, желание научиться.
(Оценивается в 1 балл.)
21
Сроки, длительность мониторинга отражены в годовом календарном учебном графике.
Результаты мониторинга индивидуального развития ребёнка отражаются в
«Карте индивидуального развития». Карта оформляется на каждого ребёнка, впервые
поступившего в учреждение, и заполняется на протяжении всего периода пребывания
воспитанника в учреждении до окончания образовательных отношений. В карту
вносятся показатели развития на начало (сентябрь) и конец учебного года (май),
рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного
маршрута, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения
развития ребёнка. Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена
в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного
процесса по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей
в учреждении.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Реализуемая в ДОО внутренняя оценка качества образования основывается на
формализованной процедуре, утвержденной и доступной педагогам, родителям воспитанников
(законным представителям) и другим заинтересованным лицам для ознакомления,
включающая разностороннюю оценку реализуемой образовательной деятельности (со стороны
родителей, педагогов, администрации, социальных партнеров и пр.)
Внутренняя оценка качества образования предусматривает регулярное измерение
удовлетворенности потребителей образовательных услуг и других заинтересованных сторон.
В течение всего года участники оценки могут фиксировать свои оценки, оставлять
комментарии, пожелания, критические замечания. Анализ результатов проводится не реже 2 -х
раз в год.
Для внутренней оценки качества используется надежный и валидный измерительный
инструментарий.
Система оценки качества образования ДОО
Программа предусматривает постоянно действующую систему сбора и анализа мнений
родителей по всем определенным показателям качества образовательной деятельности
(регулярное измерение лояльности родителей по всем основным направлениям деятельности
учреждения, оценку удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности, в
т. ч. каждой группы), включенным в систему внутренней оценки качества образования.
22
Система оценки качества образования ДОО предоставляет педагогам и администрации
материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над Программой.
Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную
основу
для
изменений
основной
образовательной
программы,
корректировки
образовательного процесса и условий образовательной деятельности.
На основании результатов внутренней и внешней оценки качества образования
принимаются обоснованные управленческие решения, направленные на улучшение условий
образовательной деятельности ДОО.
Структура мониторинга индивидуального развития ребенка ДОО в части, формируемой
участниками образовательных отношений
Мониторинг освоения универсальных видов детской деятельности
Мониторинг освоения
Воспитатели
Диагностический
содержания программы
инструментарий
к
экологического воспитания в
программе
детском саду «Юный эколог»
С.Н. Николаевой
Мониторинг освоения
Педагог по конструктивно- Диагностический
содержания программы по
модельной деятельности
инструментарий
к
конструктивно-модельной
программе
деятельности «Конструируем
сегодня – изобретаем завтра»
Показатели, полученные в результате проведения диагностики, требуют тщательного,
всестороннего анализа педагогической ситуации.
На основании результатов мониторинга индивидуального развития принимаются
обоснованные управленческие решения, направленные на улучшение условий для
обеспечения полноценного социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и физического развития воспитанников.
23