ПРИНЯТ Педагогическим советом Протокол № 1 от 29.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Заведующий ____________А.В. Зайцева Приказ № 01-54 от 30.08.2023 г. . РЕЖИМ ДНЯ НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД Режим дня представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями, обеспечивает хорошее самочувствие и активность ребенка, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Режим и распорядок дня устанавливается с учетом санитарно-эпидемиологических требований, условий реализации Программы, потребностей участников образовательных отношений. Основными компонентами режима в ДОО являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого компонента, а также их роль в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности. Дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны, у них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, система условных рефлексов, что помогает организму ребенка физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху. Нарушение режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, активной деятельности и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. Режим дня должен быть гибким, однако неизменными должны оставаться время приема пищи, интервалы между приемами пищи, обеспечение необходимой длительности суточного сна, время отхода ко сну; проведение ежедневной прогулки. При организации режима следует предусматривать оптимальное чередование самостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребенка в течение дня, обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки. Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса должны соответствовать требованиям, предусмотренным Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2, действующим до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее – Санитарноэпидемиологические требования). Режим дня строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, образовательная деятельность переносится на прогулку (при наличии условий). Согласно пункту 185 Гигиенических нормативов при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и т. д.). Режим питания зависит от длительности пребывания детей в ДОО и регулируется СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32 (далее –СанПиН по питанию). Согласно пункту 183 Гигиенических нормативов Организация может корректировать режим дня в зависимости от типа организации и вида реализуемых образовательных программ, сезона года. Ниже приведены требования к организации образовательного процесса, режиму питания, которыми следует руководствоваться при изменении режима дня. Требования и показатели организации образовательного процесса (извлечения из СанПиН 1.2.3685-21 Таблицы 6.6, 6.7) Показатель Возраст Норматив Требования к организации образовательного процесса Начало занятий не ранее все возраста 8.00 Окончание занятий, не позднее все возраста 17.00 Продолжительность занятия для детей от 1,5 до 3 лет 10 минут дошкольного возраста, не более от 3 до 4 лет 15 минут от 4 до 5 лет 20 минут от 5 до 6 лет 25 минут от 6 до 7 лет 30 минут от 1,5 до 3 лет 20 минут от 3 до 4 лет 30 минут от 4 до 5 лет 40 минут от 5 до 6 лет 50 минут или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более 90 минут от 6 до 7 лет Продолжительность перерывов между занятиями, не менее все возраста 10 минут Перерыв во время занятий для гимнастики, не менее все возраста 2-х минут Показатели организации образовательного процесса Продолжительность ночного сна не менее 1–3 года 12 часов 4–7 лет 11 часов Продолжительность дневного сна, не менее 1–3 года 3 часа 4–7 лет 2,5 часа Продолжительность прогулок, не менее для детей до 7 лет 3 часа в день Суммарный объем двигательной активности, не менее все возраста 1 часа в день Утренний подъем, не ранее все возраста 7 ч 00 мин Утренняя зарядка, продолжительность, не менее до 7 лет 10 минут Приложение № 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Режим питания в зависимости от длительности пребывания детей в ДОО Время приема пищи Приемы пищи в зависимости от длительности пребывания детей в дошкольной организации 10,5 часов 8.30-9.00 завтрак 10.30-11.00 второй завтрак 12.00-13.00 обед 15.30-16-00 полдник Таблица 18 Приложение № 12 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения Вид Продолжительность, Количество обязательных приемов пищи организации либо время нахождения ребенка в организации Дошкольные 8-10,5 часов завтрак, второй завтрак, обед и полдник организации, организации по уходу и присмотру Организация может самостоятельно принимать решение о наличии второго завтрака и ужина руководствуясь следующими положениями СанПиН по питанию: При отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5% соответственно. Ниже приведены примерные режимы дня для детей разного возраста при 10,5часовом пребывании в образовательной организации, составленные с учетом Гигиенических нормативов, СанПиН по питанию. В распорядке учтены требования к длительности режимных процессов (сна, образовательной деятельности, прогулки), количеству, времени проведения и длительности обязательных приемов пищи (завтрака, второго завтрака, обеда, полдника). Режим сна, бодрствования и кормления детей от 0 до 1 года Кормление Бодрствование Дневной сон Возраст количество интервал час длительность час. количество периодов длительность час. 1–3 мес. 7 3 1-1,5 4 1,5-2 3–6 мес. 6 3,5 1,5-2 3-4 1,5-2 6–9 мес. 5 4 2-2,5 3 1,5-2 4-5 4-4,5 2,5-3 2 2-2,5 9–12 мес. Режим организации жизнедеятельности группы раннего возраста в холодный (образовательный) период (сентябрь-май) Режимные мероприятия Время Длительность Прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей, общение с родителями); игры 7.30 – 8.10 40 мин. Утренняя зарядка 8.10 – 8.20 10 мин. Завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 8.20 – 8.50 30 мин. Совместная и самостоятельная игровая деятельность 8.50 – 9.00 10 мин. Организованная образовательная деятельность (перерыв между занятиями не менее 10 минут) 9.00 – 9.45 Не более 10 мин. 1 занятие Второй завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 9.45 – 10.00 15 мин. Подготовка к прогулке, прогулка 10.00 –11.30 90 мин. Обед: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 11.30 –12.00 30 мин. Подготовка ко сну, дневной сон 12.00 – 15.00 180 мин. Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры 15.00 – 15.30 30 мин. Полдник: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 15.30 – 16.00 30 мин. Игры, самостоятельная деятельность детей 16.00 – 16.30 30 мин. Подготовка к прогулке, прогулка, игры, индивидуальная работа, общение с родителями 16.30 – 18.00 90 мин. Уход детей домой 18.00 Режим организации жизнедеятельности детей младшей группы в холодный (образовательный) период (сентябрь-май) Режимные мероприятия Время Длительность Прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей, общение с родителями); игры 7.30 – 8.10 40 мин. Утренняя зарядка 8.10 – 8.20 10 мин. Завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 8.20 – 8.50 30 мин. Утренний круг 8.50 – 9.00 10 мин. Организованная образовательная деятельность (перерыв между занятиями не менее 10 минут) 9.00 – 9.45 Не более 15 мин. 1 занятие Второй завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 9.45 – 10.00 15 мин. Подготовка к прогулке, прогулка 10.00 –11.30 90 мин. Обед: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 11.30 –12.00 30 мин. Подготовка ко сну, дневной сон 12.00 – 15.00 180 мин. Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры 15.00 – 15.30 30 мин. Полдник: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 15.30 – 16.00 30 мин. Игры, самостоятельная деятельность детей Вечерний круг 16.00 – 16.30 30 мин. Подготовка к прогулке, прогулка, игры, индивидуальная работа, общение с родителями 16.30 – 18.00 90 мин. Уход детей домой 18.00 Режим организации жизнедеятельности детей в средней группе в холодный (образовательный) период (сентябрь-май) Режимные мероприятия Время Длительность Прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей, общение с родителями); игры 7.30 – 8.15 45 мин. Утренняя зарядка 8.15 – 8.25 10 мин. Завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 8.25 – 8.50 25 мин. Утренний круг 8.50 – 9.00 10 мин. Организованная образовательная деятельность (перерыв между занятиями не менее 10 минут) 9.00 – 10.00 Не более 20 мин. 1 занятие Второй завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 10.00 –10.15 15 мин. Подготовка к прогулке, прогулка 10.15 –11.45 90 мин. Обед: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 11.45 –12.15 30 мин. Подготовка ко сну, дневной сон 12.15 – 15.00 165 мин. Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры 15.00 – 15.30 30 мин. Полдник: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 15.30 – 16.00 30 мин. Игры, самостоятельная деятельность детей Вечерний круг 16.00 – 16.30 30 мин. Подготовка к прогулке, прогулка, игры, индивидуальная работа, общение с родителями 16.30 – 18.00 90 мин. Уход детей домой 18.00 Режим организации жизнедеятельности старшей группы в холодный (образовательный) период (сентябрь-май) Режимные мероприятия Время Длительность Прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей, общение с родителями); игры 7.30 – 8.20 50 мин. Утренняя зарядка 8.20 – 8.30 10 мин. Завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 8.30 – 8.50 20 мин. Утренний круг 8.50 – 9.00 10 мин. Организованная образовательная деятельность (перерыв между занятиями не менее 10 минут) 9.00 – 10.00 Не более 25 мин. 1 занятие Второй завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 10.00 –10.15 15 мин. Подготовка к прогулке, прогулка 10.15 –11.45 90 мин. Обед: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 11.45 –12.15 30 мин. Подготовка ко сну, дневной сон 12.15 –15.00 165 мин. Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры 15.00 – 15.30 30 мин. Полдник: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 15.30 – 16.00 30 мин. Организованная образовательная деятельность 16.00 – 16.25 Не более 25 мин. Вечерний круг 16.25 – 16.30 5 мин. Подготовка к прогулке, прогулка, игры, индивидуальная работа, общение с родителями 16.30 – 18.00 90 мин. Уход детей домой 18.00 Режим организации жизнедеятельности детей подготовительной группы в холодный (образовательный) период (сентябрь-май) Режимные мероприятия Время Длительность Прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей, общение с родителями); игры 7.30 – 8.20 50 мин. Утренняя зарядка 8.20 – 8.30 10 мин. Завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 8.30 – 8.50 20 мин. Утренний круг 8.50 – 9.00 10 мин. Организованная образовательная деятельность (перерыв между занятиями не менее 10 минут) 9.00 – 10.10 Не более 30 мин. 1 занятие Второй завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 10.10 –10.20 10 мин. Подготовка к прогулке, прогулка 10.20 –11.50 90 мин. Организованная образовательная деятельность 11.50-12.20 Не более 30 мин. 1 занятие Обед: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 12.20 –12.50 30 мин. Подготовка ко сну, дневной сон 12.50 –15.20 150 мин. Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры 15.20 – 15.30 10 мин. Полдник: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 15.30 – 16.00 30 мин. Игры, самостоятельная деятельность детей Вечерний круг 16.00 – 16.30 30 мин. Подготовка к прогулке, прогулка, игры, индивидуальная работа, общение с родителями 16.30 – 18.00 90 мин. Уход детей домой 18.00 Режим организации жизнедеятельности детей в группе раннего возраста в летний оздоровительный период (июнь-август) Режимные мероприятия Время Прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей, общение с родителями); игры 7.30 – 8.20 Утренняя зарядка 8.20 – 8.30 Завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 8.30 – 9.00 Совместная и самостоятельная игровая деятельность 9.00 – 9.45 Второй завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 9.45 – 10.00 Подготовка к прогулке, прогулка 10.00 – 11.40 Обед: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 11.40 – 12.10 Подготовка ко сну, дневной сон 12.10 – 15.10 Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры 15.10 – 15.30 Полдник: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 15.30 – 16:00 Игры, самостоятельная деятельность детей 16.00 – 16.25 Подготовка к прогулке, прогулка, игры, индивидуальная работа, общение с родителями 16.25 – 18.00 Уход детей домой 18.00 Режим организации жизнедеятельности детей в группе младшего возраста в летний оздоровительный период (июнь-август) Режимные мероприятия Время Прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей, общение с родителями); игры 7.30 – 8.20 Утренняя зарядка 8.20 – 8.30 Завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 8.30 – 9.00 Утренний круг Совместная и самостоятельная игровая деятельность 9.00 – 9.45 Второй завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 9.45 – 10.00 Подготовка к прогулке, прогулка 10.00 – 11.40 Обед: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 11.40 – 12.10 Подготовка ко сну, дневной сон 12.10 – 15.10 Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры 15.10 – 15.30 Полдник: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 15.30 – 16:00 Игры, самостоятельная деятельность детей Вечерний круг 16.00 – 16.25 Подготовка к прогулке, прогулка, игры, индивидуальная работа, общение с родителями 16.25 – 18.00 Уход детей домой 18.00 Режим организации жизнедеятельности детей в группе среднего возраста в летний (оздоровительный) период (июнь-август) Режимные мероприятия Время Прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей, общение с родителями); игры 7.30 – 8.20 Утренняя зарядка 8.20 – 8.30 Завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 8.30 – 9.00 Утренний круг Совместная и самостоятельная игровая деятельность 9.00 – 9.45 Второй завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 9.45 – 10.00 Подготовка к прогулке, прогулка 10.00 – 12.00 Обед: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 12.00 – 12.30 Подготовка ко сну, дневной сон 12.30 – 15.15 Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры 15.15 – 15.30 Полдник: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 15.30 – 16:00 Игры, самостоятельная деятельность детей Вечерний круг 16.00 – 16.25 Подготовка к прогулке, прогулка, игры, индивидуальная работа, общение с родителями 16.25 – 18.00 Уход детей домой 18.00 Режим организации жизнедеятельности детей в группе старшего возраста в летний (оздоровительный) период (июнь-август) Режимные мероприятия Время Прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей, общение с родителями); игры 7.30 – 8.20 Утренняя зарядка 8.20 – 8.30 Завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 8.30 – 9.00 Утренний круг Совместная и самостоятельная игровая деятельность 9.00 – 9.45 Второй завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 9.45 – 10.00 Подготовка к прогулке, прогулка 10.00 – 12.15 Обед: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 12.15 – 12.45 Подготовка ко сну, дневной сон 12.45 – 15.00 Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры 15.00 – 15.30 Полдник: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 15.30 – 16:00 Игры, самостоятельная деятельность детей Вечерний круг 16.00 – 16.25 Подготовка к прогулке, прогулка, игры, индивидуальная работа, общение с родителями 16.25 – 18.00 Уход детей домой 18.00 Режим организации жизнедеятельности детей подготовительной группы в летний (оздоровительный) период (июнь-август) Режимные мероприятия Время Прием детей (осмотр, термометрия, опрос родителей, общение с родителями); игры 7.30 – 8.20 Утренняя зарядка 8.20 – 8.30 Завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 8.30 – 9.00 Утренний круг Совместная и самостоятельная игровая деятельность 9.00 – 9.45 Второй завтрак: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 9.45 – 10.00 Подготовка к прогулке, прогулка 10.00 – 12.15 Обед: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 12.15 – 12.45 Подготовка ко сну, дневной сон 12.45 – 15.00 Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры 15.00 – 15.30 Полдник: подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры; посадка детей за столами); прием пищи; гигиенические процедуры после приема пищи 15.30 – 16:00 Игры, самостоятельная деятельность детей Вечерний круг 16.00 – 16.25 Подготовка к прогулке, прогулка, игры, индивидуальная работа, общение с родителями 16.25 – 18.00 Уход детей домой 18.00 Согласно пункту 2.10 Санитарно-эпидемиологических требований к организации образовательного процесса и режима дня должны соблюдаться следующие требования: Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья. При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО. Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, туристические походы, спортивные соревнования организуются с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Хозяйствующим субъектом обеспечивается присутствие медицинских работников на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах. Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводиться в зале.